В России на уровне правительства нет понимания значимости страховой отрасли, ее целей и задач в макроэкономическом смысле. Но в цивилизованных странах страхование воспринимается как долгосрочный способ защиты интересов населения и бизнеса. Если бы государство пятнадцать лет назад серьезно занялось развитием страховой отрасли, то страховые резервы в условиях финансового кризиса стали бы национальным капиталом, важным источником финансирования наряду со средствами Стабилизационного фонда, государственного бюджета и Фонда национального благосостояния.
Развертывание финансового кризиса неизбежно вносит коррективы в систему государственного регулирования и надзора на страховом рынке. Федеральная служба страхового надзора уже меняет систему мониторинга финансового состояния страховых организаций, которые находятся в "зонах риска". Те есть там, где слишком быстро растет убыточность, резко падают тарифы, заметно увеличивается количество жалоб. Однако каких-либо серьезных действий, направленных на поддержку страхового бизнеса, государство пока не предпринимает. Экспертный совет Федеральной службы страхового надзора обсудил программу антикризисных мер правительства на 2009 г. Места страхованию в ней практически не нашлось, за исключением обязательного медицинского страхования и упоминания о банкротстве небанковских организаций [13].
Кроме того, крупнейшая в России саморегулируемая страховая ассоциация - Всероссийский союз страховщиков не обладает достаточным весом при обсуждении законодательных инициатив, касающихся развития рынка страховых услуг. А власти и надзорные ведомства, судя по всему, явно недооценивают влияние финансового кризиса, который уже внес серьезные коррективы в планы развития страховой отрасли.
Очень важная задача для страховщиков - сохранить страховые резервы и собственные средства. Сегодня многие финансовые инструменты исчезают или обесцениваются. Фондовый рынок является непрозрачным и спекулятивным. И очевидно, что страховые компании, которые вложились в ценные бумаги, покажут неудовлетворительный результат по финансовой деятельности. Большинство классических страховых организаций подготовились к последствиям спада, воспользовавшись услугами крупных системообразующих банков с государственным участием. При этом они стремятся разнести средства по разным валютам, чтобы обезопасит инвестиционный портфель. Но немногие из крупных страховщиков с многолетней историей смогут самостоятельно выдержать последствия перемен на фондовых рынках. Практика списания убытков от недооценки и других малоустойчивых активов приведет к потере денежных средств и снижению ликвидности этих компаний.
Для стимулирования страхового рынка государству важно, с одной стороны, поддерживать страховую отрасль в целом, с другой - обеспечить развитие значимых для экономики страны видов страхования [10].
Весьма остро сейчас стоит вопрос: необходим ли другой способ регулирования размещения средств страховых резервов и собственных средств или соответствующие приказы нужно менять при каждом ухудшении экономической ситуации? Целесообразно на законодательном уровне разрешить страховщикам размещать до 100 % средств только в самые надежные активы. План же санации, введение которого предлагает Федеральная служба страхового надзора, - возможен. Но только это метод постреагирования, когда нормативы уже нарушены [7]. Также чрезвычайно важной остается проблема обеспечения суверенитета российской страховой отрасли. Уже сейчас иностранные инвесторы проявляют активный интерес к российскому страховому бизнесу. Опыт стран Восточной Европы показал, что без установления ограничений на деятельность иностранных компаний национальный рынок страхования может быть потерян. Это может привести к тому; что значительные страховые резервы будут аккумулироваться за рубежом и работать на экономику там, а не здесь. Наиболее яркими примерами являются Польша и Венгрия, где 90 % рынка принадлежит страховым компаниям Западной Европы, что уже привело к оттоку денежных ресурсов, которые могли бы быть инвестированы в экономику этих стран. Разрешение на открытие "прямых" филиалов иностранных страховых компаний без ограничений их деятельности заведомо приведет к конкурентным преференциям для иностранных страховых компаний, так как филиалы иностранных компаний при обычном режиме будут иметь более широкий спектр возможностей при меньших издержках на организацию бизнеса. Для защиты интересов отечественных страховых компаний необходимо разработать комплекс мер, которые позволят им достичь уровня конкурентоспособности иностранных страховщиков к моменту завершения действия временных ограничений. В целях защиты интересов российских страхователей целесообразно законодательно усилить функции государственного и общественного надзора по таким направлениям:
Читайте также:
Внутрибанковский контроль операций
В бухгалтерии кредитной организации должны быть работники, на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций. Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью ...
Оценка и анализ состава и структуры активов и
пассивов банка
Для определения согласования активных и пассивных операций банка необходимо проводить анализ состава и структуры активов и пассивов банка, лежащий в основе всех остальных этапов оценки финансового состояния банка. Целью данного этапа является выявление общих тенденций и влияния отдельных факторов, ...
Банковская тайна
Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется проблемам правового р ...