Заключение

Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относительно перспектив развития и совершенствования банковского надзора.

1. Надзор за банковской системой в широком плане распадается на три взаимосвязанных блока: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком.

2. Надзор должен быть нацелен в первую очередь на максимальное укрепление общественного доверия к банковской системе, предотвращение массовых банкротств банков.

3. Центр тяжести банковского надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков.

4. Надзорная практика должна учитывать различные этапы жизненного цикла банка – лицензирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рассматривая их как элементы единой системы. Для реализации поставленных целей необходимо выработать новые подходы к отчетности банков. Документация должна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедрение нетрадиционных экономико-статистических методов мониторинга.

5. Совершенствование надзорной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, максимальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока.

Банковский надзор в Узбекистане – динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном секторе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфере, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы Узбекистана, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Центральный банк Республики исходит из того, что надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидательный характер, т.е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности Центрального банка способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптимизации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономического развития страны.

Органы банковского надзора Узбекистана видят в качестве своей главной задачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости («транспарентности») ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Центрального банка, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных организациях Узбекистана и приближении ее к требованиям, вытекающим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях.

Активизация надзора за кредитными организациями предполагает: обеспечение достоверности предоставляемой банками Центрального банка информации;

· повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их руководителям, системе внутреннего контроля в банках;

· методологическую доработку контроля за деятельностью филиальной сети кредитных организаций;

· мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков в режиме реального времени;

· совершенствование системы экономических нормативов с учетом эффективности их применения в условиях меняющейся банковской практики и вводимых изменений в бухгалтерском учете;

· использование дифференцированного подхода к применению мер регулирования кредитных организаций в зависимости от значения конкретного банка для системы в целом;

· разработку способов поддержки перспективных с точки зрения укрепления банковской системы кредитных организаций.

Особое место в системе надзора за кредитными организациями и своевременном выявлении проблем банков отводится деятельности аудиторских фирм.

Читайте также:

Модели адаптивного матричного предиктора
Построим прогноз нормативов объёмов медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования Орловской области, используя модель с адаптивным параметром матричного предиктора. По причине того, что модель обладает двумя настраиваемыми параметрами, может возникнуть ситуация, когда от мо ...

Формы перестрахования
По форме передачи рисков в перестрахование и оформления правовых взаимоотношений сторон (страховщика и перестраховщика) перестраховочные операции подразделяются на факультативные (необязательные), облигаторные (обязательные), факультативно-облигаторные и пудовые. Согласно факультативной форме перес ...

Оценка преимуществ новой методики оценки кредитоспособности ООО «ЗСС» по предложенным рекомендациям
Оценка кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка России дает четкие результаты, кредитоспособность оценивается качественно, методика отвечает современным требованиям. Основными достоинствами данной методики является оценка «кредитной истории», расчет основных финансовых показателей, также к ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru