Анализ состояния современной расчетной системы России позволяет охарактеризовать ее как четырехуровневую. Первый уровень - расчеты через учреждения ЦБ РФ; второй - расчеты через различные расчетные, клиринговые палаты (в качестве небанковских кредитных учреждений) ; третий - расчеты непосредственно через коммерческие банки, их расчетные подразделения и четвертый уровень - расчеты через коммерческие сети.
Политика ЦБ РФ , и это четко прослеживается по нормативным документам, выступлениям руководящих сотрудников ЦБ на конференциях, семинарах и т.д., направлена на поддержку небанковских кредитных учреждений, осуществляющих расчетную деятельность, а также на активную разработку нормативной и правовой базы их функционирования.
В принципе это тенденция положительная. Было бы неправильным все многообразие форм и видов расчетов осуществлять на каком-то одном из названных уровней.
Во-первых, расчеты федерального значения, например, налоговые, бюджетные платежи должны быть подконтрольны государственным органам и проводиться с наименьшей степенью риска, т.е. через учреждения БР.
Платежи по операциям на организованных рынках, например, пластиковых карт, ценных бумаг и других целесообразно осуществлять через созданные самими же ассоциированными членами этих рынков расчетные, клиринговые палаты, что также способствует снижению рисков.
Платежи между коммерческими банками, а также между клиентами должны проводиться через взаимные корсчета на основе четко регламентированных договорных отношений между коммерческими банками, а также банков с их клиентами. Это позволит сократить сроки расчетов, более эффективно управлять ресурсами, снизить финансовые издержки, минимизировать риски.
Важно и то, что четырехуровневая расчетная система позволяет равномерно распределить общий объем платежей и, следовательно, нагрузку на каждый уровень по таким признакам, как сумма платежа, количество платежей текущего дня и другим. Это позволит снизить операционные и технологические риски и риск, связанный с разницей во времени в различных часовых поясах.
С одной стороны, существование нескольких различных систем свидетельствует о том, что каждая из них несовершенна, обладает определенными недостатками. В какой-то степени это затрудняет и контроль за движением денежных потоков. Но, с другой стороны, наличие альтернативных вариантов дает возможность выбора.
1.2.1. Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках
До 1991 года расчеты между банками осуществлялись через систему МФО. Система МФО, введенная в 1933 году, обеспечивала проведение всех расчетов между учреждениями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота страны.
Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм воздействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования. Но такая система расчетов могла существовать лишь в условиях центральной системы хозяйствования, при функционировании ее в отношениях между филиалами одного банка.
С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием большего количества самостоятельных коммерческих банков, распадом СССР и формированием на его территории целого ряда суверенных государств, система МБР как внутри России, так и вне ее (с банками стран СНГ) должна была претерпеть существенные изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков. Эти изменения свелись к переходу на корреспондентские отношения между банками.
Корреспондентские отношения - это договорные отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями об осуществлении платежей и расчетов одним из них, по поручению и за счет другого, а также о предоставлении кредитов, оказании инвестиционных и иных услуг. Эти отношения могут возникать между кредитными институтами, находящимися внутри страны, так и за ее пределами. В современных условиях каждый банк связан корреспондентскими узами не с одним, а с десятками, а иногда и тысячами банков.
Читайте также:
Маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия страховой компании является воплощением и концентрацией всех его маркетинговых усилий. Маркетинговая стратегия страховщика воплощается и реализуется в следующем наборе инструментов: · политика в области разработки страховой продукции, · ценовая политика, · способ организации ...
Классификация видов риска и показатели эффективности лизинговых сделок
Все риски, с которыми сталкиваются лизинговые компании в процессе своей деятельности, можно разделить на две большие группы: - общие – риски, с которыми сталкиваются все предприятия; -специфические – риски, связанные только с лизинговой деятельностью. Под общие попадают следующие категории рисков: ...
Механизмы кредитования физических лиц
В современной экономике России в период становления и развития нового типа экономических отношений, когда хозяйствующие субъекты самостоятельны в выборе большинства принимаемых ими решений, вопрос о необходимости разработки эффективной программы управления капиталом имеет первостепенное значение[38 ...