В последнее время тема совершенствования управления, в том числе и в банковской системе, необычайно актуальна. Ее важность для большинства российских банков не вызывает сомнения в свете последних международных скандалов с неожиданным банкротством крупных и преуспевающих компаний.
Корпоративное управление направлено, прежде всего, на повышение стоимости компании и контроля за соблюдением руководством интересов ее акционеров и инвесторов. Другими словами, корпоративное управление, прежде всего, направлено на взаимодействие между собственниками и руководящим звеном. Эффективная система корпоративного управления позволяет достигнуть увеличения стоимости компании, снижения стоимости привлечения капитала, а также финансовых, операционных и бизнес-рисков, повышения устойчивости компании к изменениям внешних условий.
Эффективность управления имеет фундаментальное значение для любого субъекта экономических отношений, но особенно велика ее роль в механизме функционирования банков, поскольку в характерных для их деятельности условиях повышенного риска любая управленческая ошибка неизбежно ведет к крупным потерям, снижению ликвидности, утрате платежеспособности [8, с. 27].
В основу банковского менеджмента – управления банком в условиях рыночной экономики – положены следующие принципы [3, с. 17]:
· Ориентация банка на спрос и потребности рынка и запросы клиентов, создание банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую норму прибыли;
· Постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности, уменьшению издержек и получению оптимальных финансовых результатов;
· Корректировка целей, задач, программ банка исходя из состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);
· Учет результирующих показателей деятельности банка и его отделений (филиалов);
· Использование современных информационных технологий (компьютерных сетей, терминалов связи с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;
· Рациональный подбор персонала и его эффективное использование.
Под банковской деятельностью понимают организацию технологической цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги), обеспечение технологического процесса деятельности банка всеми необходимыми ресурсами.
Банковская деятельность включает:
· Разработку и совершенствование банковских технологий;
· Обеспечение высокого качества продуктов и услуг;
· Проведение банковских операций и всех видов расчетов;
· Техническое обслуживание операций, материально-техническое снабжение банковской деятельности;
· Обеспечение высококвалифицированным персоналом;
· Поддержание стабильности и ликвидности банка.
Современные условия осуществления банковской деятельности требуют от банка такого стиля управления, который предусматривает постоянный поиск новых возможностей, а так же умение привлекать и использовать средства из различных источников для решения стратегических задач, добиваться повышения эффективности и максимальных результатов при минимальных затратах.
Конкретные цели деятельности банка могут быть ближними и на дальнюю перспективу. Управление банком путем определения целей (management by objectives) производится с учетом оценки потенциальных возможностей банка и его обеспеченности соответствующими ресурсами. Банк определяет цели общие и специфические. Общие — это общая концепция развития банка в целом, специфические — разработка задач по основным видам деятельности в рамках общих целей.
Принципы внутрибанковского управления [3, с. 19–20]:
· Принцип централизации означает, что основные стратегические цели в банковской политике формируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров.
· Принцип децентрализации означает, что отдельные конкретные цели и элементы политики разрабатываются на уровне отделов или департаментов банков.
· Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит в себе разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.
· Принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.
Читайте также:
Специальные условия страхования ответственности
аудиторов
Общие положения В соответствии с настоящими специальными условиями, составленными на основании правил страхования различных видом профессиональной ответственности и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации страховщик заключает договоры страхования профессиональной ответст ...
Понятие имущественного страхования
Прежде чем обратиться к понятию имущественного страхования, необходимо определить, что понимают под термином «страхование». Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно обеспечивает непрерывность ...
Виды банковских карт, с которыми работает Сбербанк России
В 2008 году Сбербанк России активно развивал операции с банковскими картами и сумел укрепить конкурентные преимущества в данном сегменте: развитая инфраструктура приема карт на территории всей страны, широкий продуктовый ряд, ориентированный на все категории клиентов, конкурентные тарифы. В течение ...