Во многом вялотекущее существование, а зачастую и «замороженное» состояние системы социального страхования связано с незаконченным институциональным его оформлением, для которого характерными все еще остаются многие прежние социалистические черты государственной социальной помощи (государственного социального обеспечения).
К принципиальным недостаткам отечественной системы социальной защиты следует отнести и то, что в ней зачастую отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения.
Между тем суть социального страхования и социальной помощи принципиально различны. Социальное страхования в классическом понимании - это система ослабления социального риска от известной опасности, финансируемая совместно участниками процесса общественного производства. Социальная помощь – это деятельность государственных органов по устранению угрозы снижения уровня жизни любых категорий населения за рамки, определенные обществом в качестве минимально допустимых, путем предоставления денежной или натурально-вещественной помощи. В условиях рыночной экономики помощь неимущим играет самостоятельную роль и это направление социальной деятельности должно существовать параллельно с социальным страхованием.
Социальная помощь имеет общебюджетный характер; круг обеспечиваемых в ее рамках - все нуждающиеся. Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самим страхующимся и органами государственного управления (центральными и местными) из бюджетных средств; круг обеспечиваемых в его рамках - застрахованные лица.
Страховые платежи в системе социального страхования являются частью необходимого продукта, а на уровне предприятий – это часть издержек производства (себестоимости продукции и услуг).
Для сравнения: налоги являются частью прибавочного продукта, а на уровне предприятий – частью прибыли; в плане очередности платежей страховые отчисления всегда первичны, а налоги – вторичны; в аспекте предназначения страховые платежи имеют четко обозначенную функциональную целевую ориентацию на определенные социальные нужды, а поэтому как бы «маркируются» и привязываются к характеристикам заработной платы отдельного застрахованного, а налогам присущ обезличенный и неопределенный характер – они «не маркируются», различия имеются и по субъектам сбора – налоги собираются с юридических и физических лиц, а страховые платежи выплачивают работодатели и работники.
Роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах Европейского Союза (ЕС) объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16-25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП).
К концу ХХ века в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы – 17%, а в России – около 10% (см. табл.2.2).
Таблица 2.2
Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение на конец 2009 года
Страны |
Общие расходы на социальное обеспечение, в % от ВВП |
В том числе на | |
Пенсии |
Медицинскую помощь | ||
Страны Западной Европы |
28,4 |
12,4 |
6,5 |
США |
17,4 |
7,2 |
8,0 |
Страны Центральной Европы |
17,1 |
10,2 |
6,9 |
Россия |
10,2 |
6,1 |
3,2 |
Источник: Социальное обеспечение: конкретные задачи, перспективы. МБТ, Женева, 2001, с. 60, собственные оценки. Рассчитано по данным: Euvrostаt Yearbook. 98/99 p. 267; Statistical Abstract of the US: 2000, p. 379.
Столь крупный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты для застрахованных. Так, размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.
В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП.
Читайте также:
Преимущества и
недостатки факторинговых и форфейтинговых операций
Рассмотрим преимущества и недостатки факторинговых операций. Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его помощью поставщик может следующее [17, c. 80]: - увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отс ...
Предложения и перспективы развития форм
кредитования физических лиц
Тенденции развития потребительского кредитования физических лиц в наше время свидетельствуют о том, что предложений по кредитам становится все больше, и они становятся либо более доступными, либо менее доступными. По соотношению розничных кредитов к ВВП Россия отстает от многих стран, поэтому потен ...
Организация процесса кредитования физических лиц
Процесс кредитования населения включает несколько этапов. Клиент, обратившийся в банк за получением кредита, получает необходимую информацию по условиям кредитования, обеспечения и возврата кредита. Кредитный инспектор ведет переговоры с клиентом для выяснения цели, на которую испрашивается кредит; ...