Оценка кредитоспособности заемщика – физического лица

Банковская информация » Развитие форм кредитования физических лиц в Российской Федерации » Оценка кредитоспособности заемщика – физического лица

Страница 1

Кредитоспособность – это способность и готовность лица своевременно (в определенном будущем) и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты).

При оценке кредитоспособности заемщиков фактически надо ответить на два вопроса:

1. как оценивать перспективную финансовую состоятельность заемщика (т.е. как убедиться в том, будет ли он располагать возможностями выполнить свои денежные обязательства по кредиту к моменту истечения срока действия кредитного договора);

2. как оценивать, насколько он готов выполнить указанные обязательства (т.е. захочет ли он это сделать, можно ли ему доверять).

Адекватно оценить кредитоспособность заемщика – значит обоснованно, по возможности убедительно ответить на оба указанных вопроса.

В российском законодательстве не установлена обязанность банка проверять кредитоспособность клиента. В действующих законодательных актах содержатся лишь такие положения, которые можно трактовать как рекомендации на этот счет. Так, в Законе «О банках и банковской деятельности», в котором нет главы или хотя бы отдельной статьи, специально посвященной вопросам кредитования заемщиков, в ст. 24 содержатся лишь требования о том, чтобы КО классифицировала свои активы, выделяя сомнительные и безнадежные долги, соблюдала обязательные нормативы, располагала механизмами внутреннего контроля, адекватными масштабами и характеру проводимых операций, обеспечивающих надлежащий уровень надежности. Иначе решается данный вопрос за рубежом: в некоторых странах законодательно установлена обязанность банка убедиться в кредитоспособности соискателя кредита путем документальной проверки.

К настоящему времени коммерческие банки разных стран располагают значительным количеством методик оценки кредитоспособности. Наиболее широкое распространение получили следующие системы оценки кредитоспособности клиента: «правило шести Cи», CAMPARI, COPF, CAMEL, PARSER и др.

В приведенных системах оценки кредитоспособности клиентов составляющие их элементы чаще всего определяются как критерии отбора заемщиков или оценочные параметры, позволяющие сопоставить множество факторов потенциального риска. В целом наборы критериев отличаются скорее названиями, практически же рассматриваются одни и те же характеристики заемщиков.

Проанализируем наиболее популярные методики: правило 6 Си, методики РАRSER

и

САМРАRI.

s «правило 6 Си».

«Си-критерии» включают показатели: характер клиента (character), способность к заимствованиям (capacity), деньги (cash), обеспечение (collateral), условия (condition), контроль(control).

s методики РАRSER

и

САМРАRI

Названия их образованы из начальных букв следующих английских слов:

РАRSER:

Р

реrsоn

информация о персоне потенциального заемщика, его репутации

А

аmоunt

обоснование суммы испрашиваемого кредита

R

rерауmеnt

возможность (условия) погашения кредита

S

sесuritу

оценка обеспечения кредита

Е

ехреdiеnсу

целесообразность кредита

R

rеmunerаtiоn

вознаграждение банка (процентная ставка)

САМРАRI:

С

сhаractег

репутация, характеристика (личные качества) заемщика

А

аbilitу

способность возвратить кредит (оценка бизнеса заемщика)

М

means

необходимость обращения за кредитом или

marge

маржа, доходность

Р

purpose

цель кредита

А

amount

размер кредита

R

repayment

условия погашения кредита

I

insurance

обеспечение, страхование риска непогашения кредита

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Система ранней диагностики выявления проблем в коммерческих банках
Ранняя диагностика – один из самых важных, но наименее проработанный в надзорной банковской практике раздел работы. Главная задача регулирования банковской системы заключается в направлении ее развития в продуктивном с народнохозяйственной точки зрения направлении. Ранняя диагностика начинается с и ...

Особенности планирования кредитования в банке
Современный рынок банковских услуг — это место, где подвергаются конкурентной проверке не столько сами предлагаемые банковские продукты, сколько система планирования, способности кредитных институтов систематически изучать рыночную ситуацию, делать правильные выводы из потока деловой информации и н ...

Особенности и виды форфейтинга
Форфейтинг возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками настолько в ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankmaker.ru