Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г., который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных стаистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).
Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличии от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом) [19, c. 72]. В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых премий.
Одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга является недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки [20, c. 21].
Запуск факторинга требует немалых капиталозатрат, связанных с постановкой делаю Больших инвестиций требуют высококлассное программное обеспечение как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости. Для построения факторингового подразделения в банке, отлаживания механизмов и технологий проведения факторинговых операций требуется в среднем от 8 до 12 месяцев, что является одним из препятствий для банка, желающих как можно быстрее выйти на точку окупаемости и выходу на определенный уровень рентабельности деятельности.
В России форфейтинг развивается довольно медленно. При этом многие банки, в принципе упоминающие его в ряду своих услуг, вместо ответа на вопрос «каковы условия» заявляют, что форфейтингом не занимаются.
Очевидным барьером на пути развития форфейтинга в России является специфическая география российского импорта. Как правило, в России высоки страновые и другие риски, и западным компаниям очень сложно найти достойного гаранта/авалиста для векселя покупателя в стране с нестабильной экономикой.
Во-вторых, форфейтинговая схема все же существенно сложнее в организации, нежели, например, факторинговая. Практика показывает, что если у предприятия есть возможность (при сравнительно коротких сделках) воспользоваться и факторингом, и форфейтингом, то выбор всегда делается в пользу факторинга [18, c. 59].
Читайте также:
Кредитование корпоративных клиентов
Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяют расширить спектр и объемы операций на рынке кредитования корпоративных клиентов. Приоритетом кредитной политики Сбербанка на данном сегменте рынка является развитие взаимоотношений с крупными пре ...
Анализ деятельности
саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг
В 1992 – 1999гг. в России (в Центральном районе и в других регионах) по инициативе участников рынка ценных бумаг возникли многие виды саморегулируемых организаций. К их числу относятся объединения брокеров при крупных эмитентах, территориальные объединения профессионалов фондово-эмиссионных синдика ...
Особенности обслуживание банковских карточек
Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к рынку предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания частных лиц. В этих условиях вопросы автоматизации и механизации приобретают особую актуаль ...