Рынок ценных бумаг в отличие от других организованных рынков обычно является одним из наиболее жестко регулируемых и регламентируемых государственными органами рынком. Причина этого заключается в особом значении для государства и для всего общества надежности и стабильности системы движения капиталов, которое обеспечивается обращением различных видов ценных бумаг и их производных, в тесной связи этого рынка с законодательной базой и системой правоотношений собственности, которая сложилась в государстве [7]
Роль и функции государства в регулировании рынка ценных бумаг обычно сводится к следующему:
· идеологическая и законодательная функции;
· концентрация ресурсов;
· установление правил игры;
· контроль над финансовой устойчивостью и безопасностью рынка;
· создание эффективного рынка;
· создание системы информации;
· формирование системы защиты инвесторов от потерь;
· предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования [2].
Регулирование рынка ценных бумаг имеет ряд аспектов:
1) общий аспект – государством устанавливается правила и стандарты, обязательные для всех участников рынка и в том числе для государственных органов;
2) конкретный аспект – устанавливаются правила, обязательные для определенных участников рынка, например, для фондовых бирж или для торговцев.
Существует две основные модели развития рынка ценных бумаг:
· регулирование рынка осуществляется преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, обучению участников передается так называемым саморегулирующимся организациям (Франция).
· максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, но государство сохраняет за собой основные контрольные позиции и в необходимых случаях имеет широкие возможности вмешиваться в систему регулирования и саморегулирования (Великобритания) [7].
Украина выбрала французскую модель развития национального фондового рынка. Так как, тем более, что особенно активную роль должно играть государство на начальных этапах становления рынка ценных бумаг.
Считается, что основным принципом государственного регулирования фондового рынка Украины является, прежде всего, реализация общегосударственных интересов, обеспечения гарантий и определенной безопасности инвестиционной деятельности в нашей стране и в том числе защиты принятых в мире прав инвесторов [2].
В основе системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Украине находится Конституция Украины.
Важное место в становлении системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Украине занимает принятый в октябре 1996 г. Закон “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”.
Важно место в этом законе занимает определение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – это предпринимательская деятельность по перераспределению финансовых ресурсов при помощи ценных бумаг и организационному, информационному, техническому, консультативному и другому обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг, которая является, как правило, исключительным или преимущественным видом деятельности [2].
Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляться: государственными органами (государственно-правовое регулирование) в лице Государственной Комиссией по ценным бумагам и фондовой бирже и отдельными институтами (институционально-правовое регулирование) в лице саморегулирующихся организаций.
Читайте также:
Вывод
Оценивая итоги развития банковского сектора России в целом в первом полугодии 2006 г.,можно сделать следующие выводы. Продолжилось динамичное посткризисное развитие банковской системы. Банки продолжали достаточно активно кредитовать народное хозяйство. В отраслевой структуре ссудного портфеля произ ...
Особенности развития ипотечного кредитования в России
Ипотечное кредитование было первым на Руси видом кредитования. Уже в XIII-XIV вв. одновременно с правом частной собственности на землю возник заклад, но долгое время он существовал фактически без законодательного оформления. В 1754г. были созданы первые кредитные учреждения: для дворянства - санкт- ...
Маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия страховой компании является воплощением и концентрацией всех его маркетинговых усилий. Маркетинговая стратегия страховщика воплощается и реализуется в следующем наборе инструментов: · политика в области разработки страховой продукции, · ценовая политика, · способ организации ...