Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку совместно с агентством США по международному развитию и Financial Markets International, Inc. (FMI) организовали Стратегическую группу по вопросам развития фондового рынка Украины. В эту группу входили представители органов государственного управления, профессиональных участников фондового рынка и международных донорских организаций.
Результатом работы стратегической группы стал документ под названием
“Программа развития фондового рынка Украины на 2001-2005 годы”. В этом документе рассмотрены итоги развития фондового рынка Украины и предложены перспективные меры по развитию этого рынка в ближайшие годы: [6]
1). Конкурентоспособность фондового рынка Украины
В документе сказано, что фондовый рынок Украины по степени зрелости и рискам принадлежит к рынкам, которые находятся на начальных стадиях формирования и роста. Ему приходится конкурировать за объемы инвестиционных ресурсов с другими фондовыми рынками, которые развиваются. В связи с этим повышение конкурентоспособности украинского фондового рынка и цивилизованная интеграция с международными рынками капитала должны стать приоритетами государственной политики на фондовом рынке Украины.
Для решения этих задач, прежде всего, должен быть обеспечен взвешенный государственный протекционизм для национальных институтов фондового рынка, должны быть обеспечены равные возможности для участников фондового рынка на условиях добросовестной конкуренции. Государство должно обеспечить более благоприятную государственную политику регулирования и налогообложения, чем в соседних государствах.
2). Налоговое стимулирование фондового рынка
Важной составной частью государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности фондового рынка Украины, является налоговое стимулирование развития инфраструктуры фондового рынка, профессиональной деятельности субъектов рынка, операций с ценными бумагами и доходов по ним.
3). Политика относительно инвесторов
В Программе указывается, что экономический рост государства невозможен без образования благоприятных условий для совершения инвестиций как отечественными, так и иностранными инвесторами. Случаи нарушений прав инвесторов, непрозрачность и недостаточная ликвидность фондового рынка Украины является существенной преградой для притока отечественного и иностранного капитала.
В связи с этим органами исполнительной власти должен быть установлен жесткий контроль за соблюдением действующего законодательства эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка.
Необходимо ускорить принятие новых редакций законов, регулирующих деятельность участников фондового рынка, а в перспективе необходимо привести украинское законодательство в соответствие с законодательством стран ЕС.
Практика корпоративного управления в Украине должна содействовать согласованию интересов акционеров и органов управления акционерного общества (выборных и назначенных) и отвечать общепризнанным международным стандартам.
Необходимо рекомендовать акционерным обществам включение в уставные документы нормы, которые позволят защищать интересы меньшинства акционеров (например, кумулятивное голосование), необходимость согласования общим собранием акционеров сделок на значительные суммы и сделок с должностными лицами.
Акционерные общества должны продавать и покупать свои акции только по рыночной цене с целью предупреждения обогащения связанных лиц.
4). Политика относительно эмитентов
Эмитентами ценных бумаг в Украине выступают: Кабинет Министров Украины (государственные ценные бумаги). Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, предприятия, коммерческие банки, инвестиционные фонды. Украинским законодательством в целом решены проблемы эмиссионной деятельности эмитентов, отчетности перед инвесторами, организаторами торговли и государственными регуляторами. Наиболее распространенным финансовым инструментом, который выпускается в Украине, является акция.
Хотя в результате приватизации в Украине было образовано большое количество акционерных обществ, уровень капитализации фондового рынка является низким, только ограниченный круг ценных бумаг обращается на вторичном рынке.
Для более активного привлечения инвестиций для акционерных обществ, прежде всего необходимо существенное улучшение корпоративного управления предприятиями-эмитентами. Желательно образование благоприятных условий для выхода эмитентов на фондовый рынок для привлечения капиталов при упрощении процедуры регистрации выпуска ценных бумаг.
Необходимо внедрить практику присвоения рейтинговой оценки корпоративного управления независимыми агентствами, и соответствии с мировой практикой необходимо расширить перечень долговых ценных бумаг в направлении развития различных видов облигаций для разного класса инвесторов, усовершенствование правовой базы их выпуска и обращения (в том числе для ипотечных ценных бумаг).
Читайте также:
Проблемы ипотечного кредитования
и перспективы его дальнейшего развития
На сегодняшний день в России заложены законодательные основы для развития ипотечного кредитования. Существуют в России и материальные основы для развития ипотеки. Стоимость ликвидной недвижимости в России, по оценкам экспертов, составляет около 500 млрд. долл. США, что при должном уровне ипотечного ...
Историческая справка Банка России
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Централ ...
Оценка показателей эффективности лизинговых операций банковского холдинга
«Авангард»
Банк «АВАНГАРД» занимается как классическим лизингом, когда предметом лизинга становится высокотехнологичное, ликвидное оборудование (полиграфическое, горнодобывающая техника, суда и т.д.), так и проектным финансированием сложноструктурированных проектов, когда практически нет стандартных условий. ...