В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют на предприятии соблюдение кассовой дисциплины. При выявлении сверхлимитной наличности или иных нарушений кассовой дисциплины к предприятиям применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством (например, штрафы).
Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителями учреждений банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка, в том числе информации других контролирующих органов.
Для проведения проверки выбираются сведения о поступлении и выдаче наличных денег из кассы банка, уточняются сумма установленного лимита, наличие разрешения на расходование части выручки на месте, сроки и порядок сдачи наличных денег для зачисления на расчетный счет.
Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем банка не проверяются.
В ходе проверки работник банка должен использовать первичные документы по учету кассовых операций (кассовый журнал, приходно-расходные документы, кассовую книгу), отчеты подотчетных лиц о расходовании подотчетных сумм, товарные чеки, счета, счета-фактуры, отчеты кассира и другие документы. В справке о результатах проверки отражаются: [43, с. 89]
- полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка (полнота оприходования в кассу предприятия наличных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства);
- полнота и своевременность сдачи денег в кассу учреждения банка, особо — сдача не выплаченной в срок заработной платы и других выплат социального характера;
- соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств;
- соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
- соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия (определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы);
- ведение кассовой книги и других кассовых документов (качество и периодичность составления документов, взаимное соответствие записей).
По результатам проверки делаются выводы и вносятся рекомендации руководству предприятия по устранению недостатков. Справка о результатах проверки составляется в трех экземплярах (если не выявлено нарушений, — в двух) и подписывается руководителем предприятия, главным (старшим) бухгалтером и работником банка, производившим проверку.
Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. При установлении фактов нарушений первый экземпляр справки передается органам Госналогслужбы по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности. [12, с. 217]
Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал. При этом используется определенная классификация источников поступлений и направлений выдач наличных денег (табл. 2).
Таблица 2
Классификация источников поступлений и направлений выдач наличных денег в кредитных организациях Российской Федерации
Приход |
Код |
Расход |
Код |
Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации |
02 |
Выдачи на заработную плату |
40 |
Поступления выручки пассажирского транспорта |
05 |
Выдачи на стипендии |
41 |
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей |
08 |
Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера |
42 |
Поступления выручки зрелищных предприятий |
09 |
Выдачи на выплаты социального характера |
44 |
Поступления выручки предприятий, оказывающих прочие услуги |
11 |
Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов |
46 |
Поступления налогов и сборов |
12 |
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений |
50 |
Поступления от реализации недвижимости |
15 |
Выдачи на другие цели |
53 |
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сбербанка России) |
16 |
Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам и денег на операции ломбардов (кроме Сбербанка России) |
54 |
Поступления от предприятий Государственного комитета России по связи и информатизации |
17 |
граждан (кроме Сбербанка России) |
55 |
Поступления от учреждений Сбербанка России |
18 |
Выдачи кредитными организациям и наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций |
57 |
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
19 |
Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
58 |
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сбербанка России) |
20 |
Выдачи подкреплений предприятиям Государственного комитета России по связи и информатизации |
59 |
Читайте также:
Понятие финансового состояния и показатели его характеризующие
Финансовое состояние является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности. В современном коммерческом банке финансовый анализ и анализ финансового состояния, ...
Функции кредита
В российской науке о кредите функция чаще воспринимается как проявление его сущности. Недостаток такого определения состоит в том, что анализ обращен не столько к самой сущности, сколько к проявлению сути кредита. Вместе с тем функция – продолжение анализа сущности. Если структура кредита при этом ...
Реформирование системы социального
страхования
С 01.01.2010 года вступил в силу новый Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фо ...