Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, которые включают [27]:
- анализ внутренней и внешней среды, в котором действует предприятие;
- анализ рынков, потребителей, конкурентов и конкуренции;
- изучения товаров и формирование концепции новых товаров;
- планирования производства, товародвижения, сбыта и сервиса;
- формирования спроса и стимулирования сбыта;
- формирования и осуществления ценовой политики;
- разработку и реализацию маркетинговых программ;
- информационное обеспечение маркетинга;
- управления маркетингом как организации последовательного или одновременного (маркетинг-микс) выполнения функций.
В более узком значении под комплексом маркетинга (маркетинг-миксом) понимаются основные инструменты маркетинга. Э. Дж. Маккарти описывает их с помощью концепции «4 Г». Аббревиатура расшифровывает как product, price, plate, promotion и имеет в виду [37]:
- продукт как такой, то есть набор изделий и услуг по определенными свойствами, особенностями создания и упаковка, которая фирма предлагает целевому рынку (product);
- цену продукта, то есть денежную сумму, какую потребители должны заплатить для получения товара (price);
- место реализации продукта, собственно рынок (place);
- продвижения, то есть деятельность фирмы по информированию покупателей о достоинствах своего товара и их убеждению в необходимости покупки данного товара (promotion);
Первые два Р (product и price), как видим, относятся к продукту, другие два (place и promotion) – к системе распределения.
Основные задачи и функции маркетинга соответственно элементам комплекса маркетинга показаны в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Содержание маркетинговой деятельности
Переменные комплекса маркетинга |
Основные задачи и функции маркетинга |
Продукт (товар) |
Разработка новых продуктов Усовершенствование продуктов, которые выпускаются Расширение ассортимента продукции Принятие решений об использовании товарных марок Принятие решений относительно упаковки товара Принятие решений об услугах для покупателей (уровне сервиса, доставке, послепродажном обслуживании и т.д.) |
Цена |
Установление цен с учетом типа рынка, действий конкурентов, соотношения спроса и предложения, этапа жизненного цикла продукта и др. |
Распределение (распространение) продукта |
Планирование и формирование каналов распределения продукта: сбытовых каналов, демонстрационных залов, собственных торговых предприятий, торговых посредников-предприятий Работа с заказами покупателей Складирование продукции Сохранение продукции Транспортировка продукции |
Продвижение продукта |
Реклама продукции Стимулирование (поощрения) покупки или продажи товаров и услуг Личные продажи в виде устного представления товаров покупателем |
Составной частью операционного маркетинга является также управление маркетинговой деятельностью. Оно содержит в себе систему планирования маркетинга, маркетинговый контроль.
Общей целью маркетинга является влияние на спрос. Выделяют несколько состояний спроса и соответствующих им задач маркетинговой деятельности – табл.1.2 [39].
Таблица 1.2 Состояния спроса рынка и виды маркетинга
Состояние спроса |
Виды маркетинга и решаемые задачи |
Отрицательный |
Конверсионный, который помогает преодолеть отрицательный спрос. |
Отсутствующий |
Стимулирующий, возбуждающий спрос. |
Скрытый |
Развивающий, преобразующий скрытый спрос в реальный. |
Падающий |
Ремаркетинг, который оживляет спрос путем нового подхода к предложению товара. |
Нерегулярный |
Синхромаркетинг, который придает колеблющемуся спросу относительную стабильность. |
Полноценный |
Поддерживающий, который обеспечивает сохранение спроса путем снижения цен на продукцию, восстановления и дополнения ее ассортимента. |
Чрезмерный |
Демаркетинг, с помощью которого снижают уровень спроса за счет повышения цен, ослабление усилий по его стимулированию, сохранение сервисных услуг. |
Нерациональный |
Противодействующий, который уменьшает или ликвидирует спрос с помощью антирекламы, резкого повышения цен и ограничения доступности товаров (спиртное, сигареты). |
Читайте также:
Организационно-экономическая характеристика
Сбербанка РФ
Сберегательный Банк Российской Федерации является на сегодняшний момент крупнейшим банком в России и фактически является одним из гарантов стабильности нынешней экономики нашей страны. При обширной государственной поддержке банк имеет возможность влиять на очень многие направления развития государс ...
Основы кредитных отношений
Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности [7, с. 336]. Кредит может выступать в товарной и денежной формах. В товарной форме он предполагает передачу во временное пользование стоимости в ви ...
Виды и формы потребительского кредита, их место в
структуре активов российских банков
Наиболее распространенными видами розничного кредитования в современной России являются, в частности: автокредитование; ипотечное кредитование; потребительское (без залоговое) кредитование; кредитные карты; овердрафтное кредитование и др. Рассмотрим более подробно некоторые из этих видов кредитован ...