Одним из основных направлений в области формирования кредитного портфеля банков является целенаправленная политика Национального банка Республики Беларусь по формированию более 50 % активов банков за счет кредитных вложений [16, с. 33].
Кредитный портфель банка – это вся совокупность кредитов, выданных на определенный момент. Однако это не просто список кредитов, а такая совокупность, которая сгруппирована по определенному критерию (критериям), существенному для кредитов.
Кредиты классифицируются на краткосрочные и долгосрочные.
К краткосрочным кредитам относятся:
- кредиты, предоставленные на цели, связанные с созданием и движением текущих активов, без ограничения по сроку;
- иные кредиты, предоставленные на срок до двенадцати месяцев включительно, за исключением кредитов, предоставленных на цели, связанные с созданием и движением долгосрочных активов.
К долгосрочным кредитам относятся:
- кредиты, предоставленные на цели, связанные с созданием и движением долгосрочных активов, без ограничения по сроку;
- иные кредиты, предоставленные на срок свыше двенадцати месяцев, за исключением кредитов, предоставленных на цели, связанные с созданием и движением текущих активов.
К иным кредитам относятся межбанковские кредиты, кредиты физическим лицам, кредиты, целевое использование по которым установлено в виде запрета на вложение денежных средств в определенные виды деятельности, и др.
По формам собственности:
- государственная;
- частная.
По формам деятельности:
1) Виды деятельности сферы материального производства:
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- лесное хозяйство;
- строительство;
- торговля и общественное питание;
- информационно – вычислительное обслуживание;
- операции с недвижимым имуществом;
- прочие виды деятельности сферы материального производства.
2) Виды непроизводственной сферы деятельности:
- жилищное хозяйство;
- коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания;
- прочие виды непроизводственной сферы деятельности.
Проведем анализ кредитного портфеля Гродненского регионального отделения ОАО «Белвнешэкономбанк» на основе данных:
- расчета размера специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску;
- расчета общей ликвидности;
- расчета ликвидности в белорусских рублях;
- расчета ликвидности в иностранной валюте;
- анализа доходов в разрезе статей;
- сведений о кредитах коммерческих банков по формам собственности и видам деятельности, а также с учетом информации, содержащейся в кредитных договорах и другой документации.
В 2005 году и начало 2006 года кредитование клиентов продолжает оставаться основным направлением срочных вложений банка.
Первоначально рассмотрим структуру задолженности Гродненского регионального отделения по видам выданных кредитов (краткосрочные и долгосрочные), которая представлена в виде табл. 2.1.
Таблица 2.1 Структура задолженности в Гродненском региональном отделении ОАО «Белвнешэкономбанк» по видам кредитов, млн. руб.
Виды кредитов |
Национальная валюта | ||
01.01.2005 |
01.01.2006 |
Изменения, + - | |
Краткосрочные |
2145,4 |
2805,7 |
+660,3 |
Долгосрочные |
356,9 |
854,3 |
+497,4 |
Итого |
2502,3 |
3660,0 |
+1157,7 |
Виды кредитов |
Иностранная валюта | ||
01.01.2005 |
01.01.2006 |
Изменения, + - | |
Краткосрочные |
4498,0 |
3953,2 |
-544,8 |
Долгосрочные |
6120,8 |
4714,5 |
-1406,3 |
Итого |
10618,8 |
8667,7 |
-1951,1 |
Всего кредитная задолженность |
13121,1 |
12327,7 |
-3108,8 |
Размер активов банка |
24176,9 |
24564,6 |
+387,7 |
Удельный вес кредитной задолженности в активах банка |
54,3 |
50,2 |
-4,1 |
Читайте также:
Маркетинговое планирование
Целью маркетингового планирования является создание единого оптимального скоординированного сценария развития компании на всех направлениях и во всех географических регионах. Маркетинговый план должен обеспечивать достижение поставленных перед компанией целей с наименьшими усилиями и затратами. Мар ...
Инструменты ипотечного кредитования
При ипотечном кредитовании значительную роль играет выбор финансовых инструментов и технологий, применяемых на различных этапах финансового процесса. Их выбор определяется общей экономической ситуацией, развитостью ипотечных операций в стране, финансовыми возможностями и желаниями участников сделок ...
Первичный рынок
Первичный рынок – это рынок первых и вторых эмиссий (выпусков) ценных бумаг, на котором осуществляется их первичное размещение между инвесторами. В рамках этого рынка совершается первичное размещение ценных бумаг (их покупка-продажа, подписка). При этом эмитент гарантирует инвесторам определенные п ...