Исходя из основных целей Центрального Банка РФ, главной его задачей является минимизация негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного банковского кризиса, снижение риска неконтролируемой утери банковской ликвидности. Очевидно, что решение этих задач зависит не только от процедур регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях. Для реализации поставленных перед Банком России целей и задач он должен обладать необходимыми полномочиями, которые закреплены в ст.55 и 56 Закона «О Центральном Банке Российской Федерации». Регулирующие полномочия Банка России проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также обязательных экономических нормативов.
Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций и побуждать их выполнять несвойственные им функции. Реализуя надзорную функцию, Центральный Банк РФ может проводить проверки кредитных организаций как силами своих специалистов, так и привлекать к их проведению аудиторские фирмы. Банк России имеет право регулярно анализировать деятельность кредитных организаций, используя представленную ими отчетность, а также направлять соответствующие предписания кредитным организациям, в случае невыполнения которых он налагает санкции на банки, начиная со штрафа и заканчивая запретом на проведение тех или иных банковских операций вплоть до отзыва лицензии. Результаты анализа деятельности коммерческих банков позволяют Центральному банку РФ делать выводы об их финансовом состоянии, определить признаки возникающих в деятельности банков проблем и их глубину, оценить степень угрозы интересам кредиторов банка, его вкладчиков, состояние ликвидности банка и в целом банковской системы региона и страны. Все это дает возможность Банку России, и прежде всего его территориальным учреждениям, принимать решение о дальнейших шагах в отношении данного банка. Основной задачей, которая решается органами регулирования при применении мер воздействия к коммерческим банкам, является приведение их деятельности в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и нормативными документами ЦБ РФ. Подразделения Банка России применяют к коммерческим банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. [6]
Если действия кредитной организации наносят банковской системе ущерб, то Центральный банк РФ имеет право:
1) взыскать с такой организации штраф до 1% оплаченного капитала;
2) потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов;
3) потребовать замены руководства кредитной организации или ее реорганизации;
4) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
5) ввести запрет на определенные виды банковских операций на срок до одного года;
6) запретить открытие филиалов в течение года;
7) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
8) отозвать лицензию на осуществление банковских операций.
Читайте также:
Продукт DeltaМечта от DeltaCredit
Немного позже появились подобные программы и в рублях. С 25 апреля 2005 г. Национальная валютная ассоциация (НВА) начала расчет нового индикатора MosPrime Rate - индикативной ставки предоставления рублевых кредитов (депозитов) на московском рынке (Moscow Prime Offered Rate - средняя объявленная ста ...
Влияние государственного
регулирования страхования автогражданской ответственности на деятельность страховых
компаний на материалах ООО «Росгосстрах-Урал»
В результате влияния объективных факторов и государственного регулирования в российской практике и Челябинской области снижается число региональных страховых организаций, укрепляются позиции общероссийских компаний, имеющих филиалы в различных регионах, которые, как правило, направляют финансовые п ...
Назначение, источники формирования и
направления расходования средств Фонда социального страхования РФ
Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Средства Фонда образуются за счет [5, п. 7]: а) страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учре ...