Расчетно-кассовые центры являются составной частью единой централизованной системы с вертикальной структурой управления Центрального Банка РФ. В систему помимо РКЦ входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.
Особое место в деятельности территориального учреждения занимают расчетно-кассовые центры (РКЦ). РКЦ функционируют в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол от 06.09.96 № 45) и приказом Центрального банка Российской Федерации от 07.10.96 № 336 «О типовом положении о расчетно-кассовом центре Банка России». [7]
РКЦ и головной РКЦ (ГРКЦ) являются структурными подразделениями Банка России, действующими в составе территориального учреждения ЦБ РФ. Создание РКЦ (ГРКЦ), реорганизация и ликвидация производятся по решению Совета директоров Банка России. РКЦ (ГРКЦ) возглавляет начальник, назначаемый начальником территориального учреждения ЦБ РФ. Штатное расписание РКЦ утверждается также по вертикали начальником территориального учреждения ЦБ РФ.
Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.
Функции и операции, осуществляемые расчетно-кассовыми центрами Банка России определены «Типовым положением о расчетно-кассовом центре Банка России» №336 от 07. 10. 1996г.
Основные функции РКЦ:
1. Осуществление расчетов между кредитными организациями(филиалами).
2. Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций(филиалов).
3. Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности.
4. Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).
5. Обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).
6. Расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
7. Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа.
8. Разработка и представление в территориальное учреждение Банка России прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал в целом по обслуживаемой территории.
9. Установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком.
10. Осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями.
11. Составление на основании данных кредитных организаций календаря выдач денег на оплату труда и представление его в территориальное учреждение Банка России.
12. Проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре.
13. Регулирование обязательных резервов, депонируемых в Банке России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов.
14. Участие в реализации функциональных задач территориального учреждения Банка России:
- в порядке передоверия права по предоставлению банкам кредитов Банка России в установленном порядке;
- по его распоряжению участие в проведении инспекционных проверок кредитных организаций (филиалов), применение к обслуживаемым кредитным организациям санкций в виде штрафа в соответствии со статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и др.
Читайте также:
Дистанционное банковское обслуживание в странах
Европы и США
На сегодняшний день банки предлагают достаточно широкий спектр услуг, объединенных общим термином - дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Рост информационных технологий существенно повлиял на стиль жизни современного человека. Все больше операций совершается с помощью телефона или Интернета, ...
Период становления валютных бирж
В 50-60-х годах XX столетия биржевые валютные институты были организованы в ряде стран Западной Европы - во Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Люксембурге и странах Скандинавии. Одновременно были внесены существенные изменения в законодательство, регулирующее деятельность участников валютного р ...
Операция интернет-банк, ее недостатки и преимущества
iBank 2 – система электронного документооборота клиента с банком, позволяющая клиенту: дистанционно управлять банковским счетом; осуществлять официальную переписку с банком; получать информацию о движении средств на счетах; пользоваться справочниками банков-корреспондентов, банковских идентификацио ...