Таким образом самыми крупными банками по объему сформированного капитала являются Национальный банк и Банк «Асака», которые располагают капиталом около половины объема общего капитала всех банков Республики (40,7%).
Уставный капитал коммерческого банка в развитых странах, а также в ряде стран СНГ формируется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников), которые могут иметь вид денежных средств или материальных активов (банковского оборудования и здания (помещения), в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства). При этом установлено, что неденежная часть уставного капитала кредитной организации не должна превышать 20% в первые два года ее деятельности и 10% – в последующие годы. В Узбекистане уставный капитал формируется только из денежных средств.
Также органы надзора за банками должны отслеживать, а в определенных случаях ограничивать максимальные границы рисков ликвидности, платежеспособности, валютных, кредитных (в том числе и кредиты инсайдерам), процентных, рыночных и других рисков.
Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством управления банками. Так, органы надзора должны:
– удостовериться в том, что банки обладают системами информирования руководства, которые позволяют последнему выявить концентрацию рисков в рамках портфеля активов;
– убедиться в том, что контролируемый банк обладает четкой системой управления при допущении риска (включающей соответствующее наблюдение за правлением и высшим управлением);
– выявить у банков наличие внутренней системы контроля, которая соответствовала бы типу и масштабу их деятельности.
Такая система, в частности, предусматривает четкое разделение функций по приему банковских обязательств, расходованию средств, ведению учета активов и пассивов, защите активов, строгий внутренний аудит и пр.
Базельский комитет считает, что органы надзора должны поддерживать высокие этические стандарты в финансовом секторе, не допуская преднамеренное или непреднамеренное использование банка криминальными структурами.
Наряду с возможностью получения, обработки и анализа необходимой информации от банков, органы надзора должны обладать правом проведения проверок на местах (инспектирование) и прибегать к услугам внешних аудиторов. В любом случае органы банковского надзора должны постоянно находиться в контакте с банком и полностью понимать смысл проводимых этим учреждением операций. Сотрудничая с банками, органы надзора в то же время в случае серьезных нарушений должны иметь возможность использовать «соответствующие средства коррекции.
Читайте также:
Интернет-банкинг как один из способов дистанционного
банковского обслуживания
Создание «виртуальной» экономики стало настоящим прорывом к новым возможностям в сфере предпринимательства. Все больше и больше предприятий и фирм стало использовать доступ в глобальную сеть для ведения своих операций по расчетам, рекламированию продукции, проведению маркетинговых исследований и да ...
Расчетно-кассовое обслуживание по системе
«Клиент-Сбербанк»
Система "Клиент-Банк" позволяет клиенту управлять счетами в Банке, не покидая своего офиса в режиме on-line или в режиме off-line, в случае ограниченного доступа в Интернет или его отсутствии с использованием модемного соединения с банком. Система полностью автоматизирует документооборот ...
Проблемы обязательного медицинского страхования в
России и пути их решения
Одной из наиболее острых проблем ОМС является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения иногда происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи д ...