Действующие в настоящее время электронные системы обмена банковской информацией можно разделить на два основных класса:
- системы межбанковских сообщений;
- системы межбанковских расчетов.
Различие между ними заключается в том, что в рамках системы сообщений осуществляется только оперативная пересылка и хранение межбанковских документов, а урегулирование платежей предоставлено банкам - участникам, функции же системы расчетов непосредственно связаны с выполнением взаимных требований и обязательств банков - участников. К первому классу относятся такие системы, как SWIFT и Bank Wire (частная электронная сеть банков США), ко второму - Fed Wire (сеть Федеральной резервной системы США), Нью - Йоркская международная платежная система расчетных палат (CHIPS), Лондонская автоматическая платежная система расчетных палат (CHAPS)1 .
Электронные системы различаются также по количеству сторон, участвующих в переводах и расчетах: SWIFT организует пересылку банковских сообщений между каждыми двумя участниками системы, что позволяет реализовать неттинг операций на двусторонней основе; системы Fed Wire, CHIPS и CHAPS регулируют платежные обязательства на многосторонней основе.
Наиболее известной сетью располагает Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций - Society for World - Wide Interbank Financial Telecommunikations (SWIFT), объединяющее около 4000 банков и финансовых организаций из 140 стран мира.
SWIFT учредили в мае 1973 года 239 банков из 15 стран с целью разработки формализованных методов обмена финансовой информацией и создания международной сети передачи данных с использованием стандартизированных сообщений. Реально общество приступило к работе в 1997 году, увеличив число своих членов до 586.
SWIFT - это Акционерное Общество, владельцем которого являются банки - члены. Зарегистрировано общество в Бельгии (штаб - квартира и постоянно действующие органы находятся в г. Ла - Ульп) и действует по бельгийским законам. Высший орган - общее собрание банков - членов или их представителей (Генеральная ассамблея).
Членом SWIFT может стать любой банк, имеющий в соответствии с национальным законодательством право на осуществление международных банковских операций (для российских банков это означает наличие лицензий на проведение операций в инвалюте). Вступление банка в члены (акционеры) SWIFT состоит из двух этапов: подготовка к принятию банка в члены общества и подготовка банка к подключению к системе и становлению его в качестве работающего члена общества.
На первом этапе банк заполняет и отправляет в SWIFT комплект документов, включающий в себя обзор графика сообщений банка, обязательство (заявление о вступлении и принятии устава общества и его условий), адрес банка и лица, ответственного за связь с обществом, лицензию, обязательство по возмещению затрат (операционных расходов) общества. Правление общества рассматривает документы и после их одобрения наделяет банк статусом кандидата. Банк - кандидат получает право на оплату единовременного взноса и приобретение одной акции общества. После этого вопрос о наделении банка статусом члена общества снова рассматривается на правлении.
Затем наступает второй этап, длящийся год. На этот период разрабатывается особый график, где банк определяет для себя сроки начала и окончания некоторого перечня стандартных мероприятий.
Ежегодно по системе передается около 2 млрд. сообщений. Информация от клиента поступает в один из двух центров обработки (в Голландии и США) и далее к месту назначения. Все оборудование у клиента и на пути к потребителю информации дублируется. Для связи используется кабельная, релейная и спутниковая связь. SWIFT специализируется на переводах. Но существует проект, согласно которому общество будет обслуживать не только международные платежи, но и переводы внутри одной страны, в данном случае России.
Отличительной особенностью системы SWIFT является продуманная и тщательно формализованная система представления информации. Произведена детальная рубрикация банковских сообщений, для каждого из них установлены перечни полей с жестким форматом данных. Такой подход не только позволяет добиться значительного повышения компактности при передаче информации, обеспечивает высокую точность и однозначность передаваемых сообщений, но также оказывает дисциплинирующее воздействие на операционных работников банков.
Читайте также:
Классификация ценных
бумаг
Ценные бумаги можно разделить на первичные и производные. В качестве первичных ценных бумаг, выступают акции, облигации, ноты, вексель, депозитные сертификаты и другие инструменты, являющиеся правами на имущество, денежные средства, продукцию, землю и другие первичные ресурсы. Производные ценные бу ...
Оценка качества потребительских кредитов в портфеле
банка
Для совершенствования кредитования индивидуальных заемщиков в ОАО Сбербанк РФ предлагается внедрить систему автоматизации процесса принятия решения о выдаче кредитов. Описание бизнес-процессов потребительского кредитование и их автоматизация базируется на следующих методологических положениях: - На ...
Виды и формы имущественного страхования, предмет и объект страхования, участники
страховых отношений
страхование имущество риск Сегодня российское имущественное страхование – это подотрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступают имущество в различных видах и имущественные интересы. Рассматриваемая подотрасль страхования включает большое число видов страхования и еще больший ...