В сегменте POS-кредитования крупные государственные банки пока не представлены. В зарубежной практике также отсутствуют примеры успехов государственных банков на рынке кредитования в точках продаж. Очевидно, это связано с его спецификой: для него характерны высокие риски, необходимость быстро перестраивать сеть и продуктовую линейку, взаимодействовать с партнерами.
Прочные позиции на рынке POS-кредитования удерживают частные банки с иностранным капиталом. Так, лидером по объему предоставленных кредитов в торговых точках является ООО «ХКФ Банк»
Объем выдачи за 1 полугодие 2012 года у него выше почти в три раза, чем у занимающего второе место ООО «РУСФИНАНС БАНК». Однако необходимо отметить, что портфель лидера в POS-кредитовании снизился с начала года на 7,8%, тогда как портфель кредитов наличными вырос на 69%, но дальнейшего снижения объемов кредитов, выдаваемых через торговые точки, не планируется.
Активно развивается на этом сегменте рынка «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» – прирост за первые шесть месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 132%. Это связано с расширением перечня сотрудничества крупных компаний из различных областей деятельности
За счет эффекта низкой базы рекордные темпы роста (более чем в 10 раз) показали банки, не входящие в топ-15 по активам (Татфондбанк, банк «Возрождение», Транскапиталбанк, Энергобанк).
Банки в 2011–2012 годах активно снижали ставки во всех сегментах розничного кредитования. Пока даже с учетом снижения ставок в 2011–2012 годах потребительские ссуды при грамотном управлении рисками дают возможность получать неплохую процентную маржу, но если в 2011 году снижение ставок шло параллельно со снижением стоимости фондирования, то сейчас ситуация изменилась.
Потерю комиссий многие банки пытаются компенсировать за счет агентских платежей от страховых компаний. Банки не могут заставить заемщика страховать свою жизнь или трудоспособность, но могут настоятельно рекомендовать это делать либо дифференцировать ставки в зависимости от наличия страхования. Таким образом, на рынке сохраняются прецеденты, когда процентная ставка по кредиту не отражает его стоимость, что чревато новым витком претензий со стороны регуляторов.
С начала 2011 года наблюдается рост эмиссии кредитных карт. Так, по итогам 1-го квартала 2011 года объем эмиссии составил 8 088,0 тыс. ед., в то время как по итогам 1-го квартала 2012 года – 10 792,0 тыс. ед.
Средние процентные ставки по кредитным картам начального уровня и золотым картам за период с июля 2010 года по июль 2011 года снизились на 0,5 п.п. и 0,2 п.п. соответственно. В то же время, средние процентные ставки по кредитным картам классического уровня возросли на 1,2 п.п. Разнонаправленная тенденция объясняется, скорее всего, более высокой популярностью карт класса Classic.
Средняя комиссия за снятие наличных с кредитных карт начального уровня составляет 2,9% от суммы при совершении операции в банкоматах своего банка и 3,1% при совершении операции в банкоматах сторонних банков. Те же комиссии по классическим картам равны между собой и составляют 2,8% от запрашиваемой держателем суммы. Средняя комиссия за совершение рассматриваемой операции по золотым картам в банкоматах своего банка оказалась выше, чем при получении наличных средств в банкоматах сторонних банков. При этом стоит отметить, что в 13% программ комиссия за получение наличных средств держателями карт класса Gold в банкоматах своих банков отсутствует.
Для увеличения спроса на потребительский кредит, банки выходят на рынок с новыми условиями. Стало появляться такое понятие, как «акция», в связи с чем, вводятся новые продукты, такие как: кредит без первоначального взноса, бесплатный кредит, беспроцентное кредитование и т.д. Для того чтобы компенсировать недополученные доходы, банк создаёт новые механизмы. Недополученные проценты, чаще всего, включаются в стоимость товара. Приобретая продукцию можно на ценниках встретить две цены – одна – за наличные, вторая – в кредит. Разница между ними колеблется в пределах от шести до девяти процентов. Таким образом, клиент выплачивает те проценты, которые он думает, что платить не нужно. В качестве примера можно привести следующее: лидер потребительского кредитовании населения, Сбербанк России с 1 августа 2011 года изменил процентные ставки по потребительским кредитным программам. Данные изменения были введены в результате усовершенствования системы персональной оценки заёмщика банка (его персональных данных, кредитной истории и параметров кредитного продукта) в целях формирования более выгодного предложения для постоянных клиентов банка. Новые ценовые условия по потребительским кредитным программам, которые Сбербанк предложил своим клиентам c 1 августа 2011 года, – продолжение кредитной политики Банка, направленной на создание системы качественной оценки заёмщика и сбалансированного продуктового предложения»
Читайте также:
Планирование кредитной деятельности банка на 2012 год
Применение на практике вышеуказанных инструментов позволит Банку повысить качество кредитного портфеля и тем самым повысить эффективность кредитной политики. Вследствие отслеживания уровня кредитного риска с помощью эконометрических методов банк может прогнозировать свой кредитной портфель и миними ...
Регулирование и контроль деятельности банка
Помимо аналитической стороны в банковском менеджменте широко используется регулирование и контроль деятельности банка. Регулирование в основном обусловлено наличием государственного надзора за банковской деятельностью, который, в частности, включает требования по лицензированию банков, ограничению ...
Общая характеристика банковской системы Республики Беларусь
Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на террито ...