Таким образом, европейская практика взаимодействия банка-эквайера и ОТС свидетельствует о том, что платежный терминал, как правило, не предоставляется ОТС на безвозмездной основе. При этом количество платежных терминалов в ОТС в экономически развитых странах Европы в разы, а зачастую в десятки раз превышает количество платежных терминалов, установленных в Республике Беларусь. В нашей стране установка платежных терминалов в ОТС осуществляется преимущественно за счет средств банков. ОТС не проявляют заинтересованности в приобретении и использовании платежных терминалов.
В Республике Беларусь назрела необходимость отказа от административных методов управления рынком банковских пластиковых карточек (отмена постановления Правления Национального банка от 29 марта 2007 года № 79 «О взимании платы за инкассацию и эквайринг»). Данная мера, как один из рычагов стимулирования рынка эквайринга, положена в основу предложений Национального банка Республики Беларусь в проект Государственной программы развития безналичных расчетов в сфере розничной торговли и услуг на 2011-2015 годы. Определенные меры административного характера имеют результат в краткосрочной перспективе. Однако решение только такими методами поставленной задачи по значительному увеличению в предстоящей пятилетке доли безналичных расчетов невозможно. Незаинтересованность банковского сектора в развитии эквайринга ввиду ежегодно возрастающих убытков от данного вида деятельности при очевидном нежелании ОТС даже в созданных условиях переходить на безналичную форму оплаты не может стимулировать рынок.
В настоящее время, когда имеются условия (правовые, экономические, технические), способствующие функционированию системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в сфере торговли и услуг, отношения между банками и ОТС должны строиться с учетом экономической эффективности от осуществления эквайринга. Это, в свою очередь, даст возможность банкам более активно проводить маркетинговые мероприятия, стимулирующие держателей банковских пластиковых карточек к проведению безналичных платежей, участвовать в социальных проектах, направленных на повышение финансовой грамотности населения. На данном этапе развития системы безналичных расчетов это направление является наиболее актуальным.
В Республике Беларусь необходим постепенный переход от практики установки платежных терминалов в ОТС за счет средств банков к применению европейских подходов по реализации владельческой и производительской моделей закупки и использования платежных терминалов.
Поскольку государство заинтересовано в переводе денежных средств из слабо контролируемого наличного оборота в сферу безналичных расчетов, в условиях формирования тарифов на эквайринг на договорной основе необходима государственная поддержка организаций торговой сферы путем снижения налоговой нагрузки для ОТС, обеспечивающих рост доли безналичного розничного товарооборота[14].
Существенной проблемой развития рынка розничных банковских услуг является недостаточно рациональное распределение инфраструктуры по территориальному принципу, обусловленное неравномерностью распределения плотности населения и экономической активности между территориями. В частности, далеко не во всех сельских населенных пунктах и поселках городского типа (в которых проживает 32,9 процента населения республики) есть филиалы и отделения банков; наряду с этим там пока не созданы условия для внедрения современных каналов предоставления услуг вследствие отсутствия соответствующего технического обеспечения (персональных компьютеров, банкоматов и т.п.), а также из-за низкого уровня технической грамотности населения. Все это обусловливает неравные условия доступа к получению услуг в зависимости от места жительства и социального статуса.
Читайте также:
Экономическая сущность и классификация факторов конкурентоспособности
страховых компаний
В процесс анализа конкурентоспособности внесли значительный вклад такие исследователи, как М. Портер. Д. Риккардо, Б. Олин. А. Дж. Стрикленд, А. А. Томпсон, К. Омае, Н. Пирси, А. Гупта, Д. Сондерс, Г. Хулей, И. Ансофф, Э. Петтигрю. Каждая из концепций достижения эффективности и конкурентоспособност ...
Проведение расчетов с
использованием платежных карт
Клиент, предъявив карточку в пункт обслуживания, получает товар или услугу в обмен на квитанцию, обычно называемую слипом. На слипе фиксируется номер карточки, код и координаты пункта обслуживания, сумма товара (услуги), дата операции, после чего слип подписывается как держателем карточки, так и пр ...
Правовая база
деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг
Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг основывается на разнообразии нормативных актов, среди которых можно выделить три основных уровня: - правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг; - правовые основы деятельности саморегулир ...