Для того, чтобы дать характеристику положения страховой компании и выявить негативные факторы, оказывающие влияние на ее деятельность, необходимо определить основные показатели, характеризующие состояние страховой организации на страховом рынке. Систему показателей можно представить следующими группами:
1) общие показатели, характеризующие положение компании на страховом рынке: структура страхового портфеля, показатели темпов роста страховой премии и выплат, показатели уровня выплат, убыточность;
2) показатели надежности, характеризующие платежеспособность, финансовую устойчивость и структуру капитала компании, ликвидность активов, состояние страховых резервов, уровень перестраховочной защиты, качество инвестиционной деятельности;
3) показатели эффективности деятельности страховой организации: доходы и расходы.
Данная классификация приведена Р. Глейзером. Общие показатели являются показателями, характеризующими страховую организацию на общем страховом рынке, при помощи их анализируется структура портфелей платежей, отношение выплат и премий страховой компании, а также удельный вес выплат и премий.
«Показатели надежности: эта группа объединяет показатели платежеспособности и финансовой устойчивости. Характеризует платежеспособность страховщика, динамику его собственных средств, достаточность капитала для выполнения обязательств как перед страхователями, так и перед другими контрагентами, обеспеченность собственными средствами обязательств страховщика, ликвидность активов, обеспеченность обязательств страховыми резервами, эффективность инвестиционной деятельности, участие перестраховщиков в страховых операциях (анализ участия страховщиков в премиях, выплатах и страховых резервах, доходах от страховой деятельности, показатель, оценивающий средний срок погашения обязательств перестраховщиков по выплате доли в убытках страховщика, доля комиссионного вознаграждения и тантьем по рискам, переданным в перестрахование, в страховых премиях, переданных в перестрахование)». [11, Глейзер. Р] Данный показатель позволяет оценить адекватность расчета страховых резервов, влияние изменения страховых тарифов на инвестиционную деятельность страховой организации в том числе и эффективность инвестиционной деятельности.
Показатели эффективности деятельности страховой организации характеризуют доходы и расходы страховой компании, как по отдельным видам страхования, так и по страховому портфелю в целом, рентабельность страховых операций, рентабельность капитала страховщика.
Эта классификация системы показателей не является единственной. Каждая страховая организация формирует свою систему показателей с учетом специфики страховой деятельности. Как правило, выбор системы показателей осуществляет финансовый менеджер.
Основой деятельности страховой компании является формирование страхового портфеля. Страховой портфель – количественный показатель, характеризующий объем деятельности страховщика. Или другими словами, страховой портфель – количество заключенных договоров страхования, суммарная ответственность по которым выражена в совокупной страховой сумме. Таким образом, страховой портфель является источником формирования страхового фонда. Поэтому очень важно правильно оценить принятые на страхование риски, чтобы составить сбалансированный и рациональный страховой портфель. Формированием страхового портфеля занимается андеррайтер страховой компании.
Очень важно, чтобы страховой портфель был сбалансированным и учитывал динамику изменения окружающей среды. Под сбалансированностью общего страхового портфеля понимается взаимное компенсирование недостатков отдельных страховых портфелей. Для формирования сбалансированного страхового портфеля недостаточно просто увеличивать количество заключенных договоров (теория больших чисел), очень важно также выравнивать принимаемый на страхование риск. Необходимость в выравнивании возникает в силу сезонности поступлений премий от страхователей. Под выравниванием понимается не только ранжирование рисков по вероятности ущерба, но также разделение страхователей на группы по различным критериям. Например: выделять в отдельную группу страхователей, получающих скидки к тарифам.
Страховой портфель страховой организации не является статическим показателем. На изменение страхового портфеля (как в сторону увеличения числа заключенных договоров, так и в сторону их уменьшения) оказывают влияние множество факторов. В рыночных условиях страховая компания вынуждена бороться за каждый заключенный договор страхования. С развитием страхового бизнеса, появляются не только новые виды страховых услуг, но и увеличивается количество страховщиков. Поэтому с каждым годом конкуренция на рынке страхования растет. Страховщик будет увеличивать страховой портфель, только если прогнозы маркетологов обещают получение прибыли, в противном случае, страховая организация понесет убытки и будет вынуждена уйти из данного сегмента. Таким образом, изменение страхового портфеля может быть как запланированным (деятельность менеджмента страховой организации) и незапланированным (активные действия конкурентов, сезонные колебания в заключениях договоров страхования).
Читайте также:
Улучшение организации кредитования с учетом отечественного и зарубежного
опыта
Негативные тенденции в развитии экономики страны, спад производства, продолжающийся в ряде отраслей, низкая кредитная окупаемость финансируемых производственных проектов оказали отрицательное влияние на устойчивость финансового положения банков [40, с. 7]. Отсутствие на этапе становления банковской ...
Проблемы управления ликвидностью коммерческого банка
Теории управления банковской ликвидностью появились практически одновременно с организацией коммерческих банков. В настоящее время различают четыре особые теории: коммерческих ссуд, перемещения, ожидаемого дохода – они связаны с управлением активами и теория управления пассивами. Ответственные за у ...
Сущность стратегического маркетинга и структура его элементов
Маркетинговая политика фирмы основана на двух взаимодополняющих подходах – стратегическом и операционном. Стратегический маркетинг – это систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих ...