Экономика - самостоятельный феномен со значительной долей саморегулирования, и субъекты экономической деятельности используют различные возможности подобной регуляции. Часто они объединяются в производственных и управленческих целях, образуя финансово-промышленные группы и холдинги. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) как некоммерческие организации с правами юридического лица могут координировать деятельность своих участников, выполняя тем самым и регулирующие функции.
Экономическая ситуация в России во многом определяется формулой «экономика переходного периода», оправдывающей недочеты и ошибки. Наблюдения позволяют утверждать, что страна все более склонна принять модель смешанной рыночной экономики с достаточно развитым государственным сектором и возможностями государственного вмешательства в экономические отношения в определенных законом случаях.
С развитием рынка все большая роль отводится ценным бумагам. Рынок ценных бумаг является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Фондовый рынок с сопутствующей ему системой финансовых инструментов - сфера, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы. На протяжении последних лет на рынке ценных бумаг России происходит развитие инфраструктуры, увеличение количества участников рынка, повышение их профессионализма, быстрыми темпами нарастают объемы операций с ценными бумагами.
Современный рынок ценных бумаг из-за своих размеров и значимости для мировой экономики не может развиваться стихийно. Он должен регулироваться. При этом регулирование должно охватывать всех его участников, все виды деятельности и операции, которые могут совершаться на нем.
Становление и развитие цивилизованного рынка ценных бумаг в России немыслимо без функционирования в стране саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности – наиболее эффективный механизм работы рынка, позаимствованный из зарубежной практики. Внедрение этого метода координации между различными структурами Российской Федерации связано с частичной отменой лицензирования и переходом на качественно новый этап в системе взаимодействия государства и общества. В результате некоторые функции передаются саморегулируемым организациям. Суть в том, что дополнительно к государственному регулированию в той или иной сфере деятельности (не всегда экономической) допускается саморегулирование, осуществляемое саморегулируемыми организациями профессиональных участников этой сферы.
Саморегулируемые организации (СРО) возникают в различных промышленных и производственных отраслях в результате роста самосознания участников деловых отношений. Это позволяет исключить влияние надзорных органов из тех сфер контроля, где их присутствие представляется излишним. Цель создания СРО - дебюрократизация российской экономики и формирование новых гражданско-правовых институтов, направленных на укрепление практики ответственного ведения хозяйственной деятельности. Во многих странах мира структуры саморегулирования и соответствующие частные организации сложились естественным образом в ходе исторического развития и на сегодняшний день успешно используются в качестве альтернативы государственному управлению. В России процесс создания СРО пока не завершен, а саморегулирование получило другие терминологические понятия, такие как частное регулирование и самолицензирование.
Цель данной работы - проанализировать деятельность саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ России.
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- изучить правовое регулирование их деятельности;
- кратко охарактеризовать деятельность крупнейших в России саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг – ПАРТАД (Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев), НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), НФА (Национальная фондовая ассоциация) и АУВЕР (Ассоциация участников вексельного рынка).
Объект исследования - саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Предмет исследования - возникающие в процессе деятельности СРО отношения между различными участниками рынка ценных бумаг.
Поставленную цель возможно достигнуть, решив следующие задачи:
- определить правовую природу возникновения саморегулируемых организаций;
- выявить основные вопросы и недостатки правового регулирования в отношениях СРО;
- раскрыть содержание отношений в рамках саморегулируемых организаций.
Поставленные задачи мы постараемся решить с помощью сравнительного метода, метода юридического моделирования и системного анализа.
Нормативной и теоретической основами настоящего исследования являются ряд нормативно-правовых актов, монографий, статей в специализированных периодических изданиях.
Настоящая выпускная квалификационная работа основана на изучении российского законодательства в области правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг, а также материалов судебной практики. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем поднимаются одни из самых актуальных вопросов правового регулирования деятельности СРО.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена её предметом, целями, задачами и состоит из введения, двух глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
первые в российском законодательстве понятие "саморегулируемые организации" было закреплено в постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку[1] от 12 июля 1995 г. N 3, которым было утверждено Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. Данным положением был закреплен правовой статус саморегулируемой организации. Саморегулируемыми организациями именовались добровольные некоммерческие организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг и действующие в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Первоначально термин саморегулируемые организации употреблялся только применительно к фондовому рынку.
Правовое обеспечение деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации в своем развитии прошло два этапа.
Первый этап начался в 1995 г. с законодательного закрепления термина саморегулируемая организация» и продолжался до 1998 г.
На данном этапе в нормативных актах правовой статус саморегулируемых организаций был достаточно подробно регламентирован, но только на рынке ценных бумаг. Второй этап начался в 1998 г., а его кульминацией стал 2002 год. Саморегулируемые организации в этой период стали возникать в различных сферах предпринимательской деятельности и членство в них для отдельных групп предпринимателей стало обязательным.
Читайте также:
Специальные условия страхования ответственности
строителей
1. Общие положения 1.1. В соответствии с настоящими специальными условиями, составленными на основании правил страхования различных видов профессиональной ответственности и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации страховщик заключает договоры страхования профессиональной ...
Экономическая сущность и классификация факторов конкурентоспособности
страховых компаний
В процесс анализа конкурентоспособности внесли значительный вклад такие исследователи, как М. Портер. Д. Риккардо, Б. Олин. А. Дж. Стрикленд, А. А. Томпсон, К. Омае, Н. Пирси, А. Гупта, Д. Сондерс, Г. Хулей, И. Ансофф, Э. Петтигрю. Каждая из концепций достижения эффективности и конкурентоспособност ...
Реализация механизмов снижения прогнозных ошибок
Сглаживание исходной динамики методом усреднения Построим модель линейного детерминированного матричного предиктора по усреднённой сглаженной динамике. В таблице 3.47 представлена сглаженная динамика показателей. Таблица 3.47 Динамика показателей объёмов медицинской помощи по программе ОМС Год Груп ...