Присоединение к принципам «Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора» отнюдь не влечет за собой автоматического улучшения в сфере контроля. Требуется дальнейшая серьезная корректировка подходов к банковскому надзору в Узбекистане, которая связана, в частности, с ужесточением ряда нормативов, созданием новой системы формирования резервов на возможные потери по ссудам и многое другое.
Присоединение к базельским принципам выливается в радикальные перемены в самом надзоре. На первый план выдвигается принцип «конструктивного сотрудничества», определяемый пониманием не только объективного существования тесных взаимосвязей между коммерческими банками и Центральным банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса. В нормальных рыночных условиях они либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Центральный банк может обеспечить реализацию стоящих перед ним задач (устойчивость национальной денежной единицы, эффективное функционирование платежной системы и многое другое, без чего немыслима здоровая экономика) только при наличии прочного банковского «фундамента» в виде коммерческих банков и благодаря ему.
Банки в процессе оценки условий наиболее выгодного размещения активов, формирования своего кредитного портфеля решают важнейшую макроэкономическую задачу – эффективное распределение ресурсов. С этих позиций излишняя зарегулированность (впрочем как и недорегулированность) их деятельности лишает экономику этого существенного для рыночного хозяйства механизма. Следовательно, должны быть и разумные границы надзора (доминирование принципа «не навреди»).
В свою очередь, коммерческие банки объективно заинтересованы в максимальном общественном доверии к ним, в основе которого – их надежность и стабильность, которые может обеспечить грамотное, цивилизованное регулирование банковской деятельности. Коммерческие банки и Центральный банк – «зеркальное отражение друг друга». Их деятельность и интересы переплетаются. Эффективная банковская система не может существовать в условиях их противоборства и недоверия друг к другу. Центральный банк не должен становится на излишне жесткие позиции, а коммерческим банкам желательно понять, что надзор в конечном итоге положительно отражается на их коллективных долговременных интересах.
Необходимость надзора за деятельностью коммерческих банков определяется:
· особым положением банка в связи с тем, что он оперирует «дважды общественными» деньгами – его капитал сформирован на основе акций или паев, а на счетах находятся средства клиентов;
· ролью, которую банки играют в хозяйственной жизни общества (воздействуя на объем и структуру денежной массы, они активно влияют на общую экономическую конъюнктуру);
· особым доверительным характером отношений между коммерческими банками и их клиентами. Если в обществе нет к ним абсолютного доверия, то банковская система не сможет должным образом выполнять свои функции по привлечению и перераспределению временно свободных денежных средств в обществе, а сами банки будут недополучать значительные прибыли;
· наличием большого числа серьезных и разноплановых рисков банковской деятельности, потенциально способных в кратчайшие сроки вывести рынок или его отдельных агентов из состояния равновесия;
· возможностью лишь на общегосударственном уровне обеспечить систему гарантий надежности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию стабильности на денежно-кредитных рынках.
Читайте также:
Система управления валютными рисками ООО КБ "Мегаполис"
Для успешной деятельности в условиях неопределенности экономическим субъектам необходимо управлять рисками. Управление рисками представляет собой совокупность действий, направленных на ограничение уровней принимаемых рисков в целях обеспечения устойчивой деятельности экономического субъекта в услов ...
Коллегиальные органы Банка России
Высший орган Банка России – Совет директоров
. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Госу ...
Рейтинг страховых компаний по итогу первого
полугодия 2009
Составление рейтинга базируется на данных маркетинговых исследований агентства ТОП-ЭКСПЕРТ, включая критерий – объем страховых премий за исследуемый период (январь-июнь 2009). В тройку лидеров входят: Ингосстрах с объемом премии 23 млрд. рублей; СОГАЗ – 22,5; РЕСО – 15,2 млрд. По большей части на п ...