На основе поставленных задач можно сделать следующие выводы:
1. Бюро кредитных историй - организация (как правило, частная), занимающаяся сбором, обработкой, хранением и распространением сведений, относящихся к кредитной истории отдельных граждан, включая такие сведения, как остаток задолженности или кредитные линии, историю внесения платежей, случаи непогашения кредита, банкротства.
2. Бюро кредитных историй выступают в качестве информационных посредников, либо учрежденных и принадлежащих самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают БКИ данными о своих клиентах. Бюро сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные регистрационные и налоговые органы и т. д.) и формирует картотеку на каждого заемщика.
Бюро кредитных историй предоставляют отчеты о кредитных операциях в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида кредита и, что самое важно, степени детализации, необходимой кредитору.
3 .Основным документом, регулирующим деятельность Бюро кредитных историй (БКИ) в Российской Федерации, является Федеральный закон от 01.09.2005 г. № 218-ФЗ "О бюро кредитных историй", в котором определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.
4. По состоянию на январь 2010 года Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) зарегистрировано 33 бюро кредитных историй (БКИ). По информации Банка России, оценочно до 99% всех накопленных кредитных историй приходятся на пять крупнейших бюро:
- ООО "Эквифакс Кредит Сервисиз" (прежнее название ООО "Глобал Пейментс Кредит Сервисиз") (база данных содержит порядка 21 млн. кредитных историй);
- ОАО "Национальное бюро кредитных историй" (НБКИ) (около 20 млн. КИ);
- ЗАО "Бюро кредитных историй "Инфокредит" (7-8 млн. КИ);
- ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс" (около 7 млн. КИ);
- ООО "Кредитное бюро Русский Стандарт" (около 3,5-5 млн. КИ).
5. Открытое акционерное общество (ОАО) "Национальное бюро кредитных историй" (ОАО "НБКИ") – крупнейшее на рынке кредитных истории в Российской Федерации.
Основные направления деятельности:
· предоставление услуг по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг банкам, небанковским кредитным организациям для принятия решения о выдаче кредита, а также населению (субъектам кредитной истории) - для проверки точности и полноты содержащейся там информации;
· деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
· предоставление услуг, связанных с разработкой и (или) использованием оценочных (скоринговых) методик вычисления индивидуальных рейтингов.
6. Основные проблемы развития российский бюро кредитных историй:
1. Граждане России до сих пор неохотно соглашаются на предоставление своей кредитной истории, а банки часто работают с бюро лишь для соблюдения требований Российского законодательства.
2. Российские бюро пока не успели накопить объем информации, сравнимый с базами давно работающих западных коллег.
3. Отсутствие легально работающих механизмов накопления и обмена информацией между кредитными бюро, а также кредитными бюро и государственными органами. В законе "О кредитных историях" не прописан порядок сотрудничества и обмена информацией между кредитными бюро.
Читайте также:
Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
Мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее время, в связи с нехваткой квалифицированных кадров и стремительным ростом колич ...
Активные и пассивные операции банка и их взаимосвязь
«Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства; с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения. Эконо ...
Финансовое регулирование
дистанционный банковский финансовый обслуживание Услуги по ДБО регулируются следующими положениями Центрального Банка России: Положение от 26.03.2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» Положение от 03.10.2002 г. № 2-П «О без ...