3) выдачу в течение 30 дней в установленных случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
4) разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;
5) обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.
В процессе осуществления страхового надзора субъекты страхового дела обязаны:
- представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
- представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну)[13].
Страховая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Одной из главных функций органа страхового надзора является выдача лицензий на осуществление страховой деятельности.
Из всего сказанного следует как минимум пять важных обстоятельств.
Во-первых, лицензия на право осуществления страховой деятельности может быть выдана только тому субъекту, который зарегистрирован в качестве юридического лица на территории РФ.
Во-вторых, страховая организация относится к числу юридических лиц, которые имеют право осуществлять свою деятельность лишь при наличии лицензии.
В-третьих, этой лицензией может быть только та лицензия, которая выдана органом страхового надзора РФ (лицензии, выданные другими органами, в том числе зарубежными, на территории России не действуют).
В-четвертых, если юридическое лицо не зарегистрировано в качестве страховой организации, то оно не может получить лицензию на право осуществления страховой деятельности. Так, организация, зарегистрированная в качестве торговой организации, юридической фирмы, банка и любой другой организации, не вправе требовать получения лицензии на право осуществления страховой деятельности, и такая лицензия данной организации не может быть выдана ни при каких обстоятельствах.
В-пятых, само право на осуществление страховой деятельности возникает у юридического лица лишь с момента получения лицензии.
Орган страхового надзора имеет право проводить проверки деятельности субъектов страхового дела, включая страховщиков, что является одним из главных методов реализации им своей контрольно-надзорной функции. Для того чтобы провести проверку, работник органа страхового надзора имеет право знакомиться с необходимыми документами, которые страховая организация обязана ему предоставить.
Следует учитывать, что данная проверка не является ревизией финансово-хозяйственной деятельности страховой организации, на проведение которой орган страхового надзора не имеет полномочий. Однако в случае выявления в процессе проверок нарушения валютного, налогового, антимонопольного или иного законодательства данный орган обязан информировать соответствующие государственные и контрольные органы. При выявлении признаков совершения преступных деяний должны быть поставлены в известность правоохранительные органы[14].
Читайте также:
Банковская система дальневосточного региона
На начало 1997г. в России насчитывалось более 7 тыс. банковских учреждений, в том числе 2030 самостоятельных банков и более 5 тыс. различных филиалов. Доля Дальнего Востока составляла около 7% от числа всех банковских учреждений страны. По их количеству регион находился на 6-м месте в России. В рег ...
Денежно-кредитная политика Банка России
Денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Центральным банком России (ЦБР) во взаимодействии с Правительством РФ. Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Росс ...
Коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения
Современные коммерческие банки — это банки, обслуживающие организации, а также население — своих клиентов. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки представляют собой самостоятельные субъекты экономики. Их отношения с кли ...